Интервью с набирающими педагогами биологического класса Т. А. Черновым, Л. А. Сагитовой и Ю. А. Прокопьевым. 15.03.2021

На наши вопросы о биологическом спецклассе 57 школы согласились ответить набирающие класс педагоги – Тимур Александрович Чернов, Людмила Анатольевна Сагитова и Юрий Александрович Прокопьев.

- Коллеги, первый вопрос, конечно, об истории биологического класса. Первый биологический класс был открыт в 57-й школе в 1973 году Галиной Анатольевной Соколовой. И в 1983 году классы были переведены в другую школу. В 2013 году биологические классы вновь стали набираться в нашей школе. Расскажите, пожалуйста, чего удалось достичь за прошедшие годы?

ТА: Оглядываясь назад можно с уверенностью сказать, что мы прошли серьезный путь. От года к году становится все разнообразней образовательная программа для наших детей. Мы заключили ряд договоров о сотрудничестве в области образовательной и научно-исследовательской деятельности с заповедниками по всей России. Недавний ремонт третьего здания подарил биологическому классу оборудованную лабораторию. Благодаря активности коллег, постоянно ищущих партнеров для сотрудничества, мы теперь имеем возможность проводить занятия для наших школьников на базе Института Биологии Гена РАН и факультета Биоинженерии и Биоинформатики МГУ.

При этом главным нашим достижением, конечно, являются наши ученики! Победители олимпиад, авторы проектов, участники летних школ, без проблем поступающие на выбранные специальности как в России, так и за рубежом.

- На что делается упор в биологическом классе?

ЮА: В последнее время существует тенденция перехода от эмпирического, практического изучения естественно-научных дисциплин, к их теоретизации. Практические занятия, полевые выезды и целый спектр других видов образовательной активности имеют все меньший приоритет. По целому ряду причин в современной школе образование ограничивается страницами учебников. Это приводит к тому, что ученики выбирают специальность, проходят вступительные испытания, затрачивают колоссальное количество времени и усилий на направление, о непосредственной работе в котором они имеют весьма поверхностные представления. Сейчас даже шутка есть, про то, что первое высшее образование нужно называть «молочным», так как со временем все равно придется его менять на «коренное». Менять, потратив много времени, усилий и ресурсов.

Являясь сотрудником Физтех-школы биологической и медицинской физики МФТИ, я ежегодно наблюдаю следующую ситуацию: вчерашний школьник попадает на занятия, где недостаточно только «прочитать и выучить» - упор делается на взаимодействие с живыми объектами и работу в лаборатории. К сожалению, на 1-2 курсе к некоторым студентам приходит осознание ошибки, которую они совершили в выборе своей образовательной траектории.

Занятия в биологическом классе направлены на ликвидацию «разрыва» между теорией и практикой. У ребят происходит непосредственное взаимодействие с объектами и явлениями, на которые направлен фокус естественно-научных дисциплин. Данный подход дает возможность не только более глубоко вникнуть в суть изучаемого материала, но и осознанно подойти к выбору будущей профессии. Возможно, кто-то осознает, что данное занятие не для него. Мы обычно воспринимаем этот факт как педагогическую победу. Ведь на корректировку образовательной стратегии у ребенка останется достаточно времени. Выпускники биологичекого класса не становятся поголовно биологами, медиками, биотехнологами и ветеринарами. Есть среди наших выпускников и физики, и химики, и даже актеры. Но все, как один с теплотой и ностальгией вспоминают проведенные в школе годы.

- Одним из вступительных испытаний в биологический класс ежегодно является химия. При этом семиклассники еще не приступили к изучению этого предмета. Скажите, пожалуйста, каких знаний вы ожидаете от поступающих, и почему вы считаете важным иметь это испытание для семиклассников?

ЛА: Начнем с того, что это не совсем так. В ряде школ химию начинают изучать с 7 класса. Однако, даже если ребенок учится по другой программе, он может успеть освоить материал – у нас часть занятий вечерней биологической школы посвящена химии. Более того, нередки случаи, когда ребенок, не посещавший ВБШ и не изучавший химию в школе, достойно проходит испытание. Связано это с тем, что мы на вступительных испытаниях спрашиваем, так сказать, азы. То, что должно быть известно ученику из курсов естествознания, биологии и физики. Когда птица летит по небу, она вряд ли задумывается над тем, объектом изучения какой из дисциплин она на данный момент могла бы являться. Биология? Химия? А может быть аэродинамика? В живых организмах все неразрывно связано и невозможно стать квалифицированным специалистом-биологом, не затронув в своем образовании всех дисциплин естественно-научного цикла. А ведь именно эту цель ставят перед собой большинство поступающих и, как мне кажется, их родителей.

- Ваши ребята много ездят по стране и Подмосковью. Какова цель этих экспедиций? Чем заняты дети?

ЮА: Как уже сказала Людмила Анатольевна, никакой процесс и никакое явление не может в биологии рассматриваться вне контекста окружающей действительности, в которой оно существует. Работая с биологическими объектами необходимо четко понимать не только что перед тобой, но и откуда оно происходит, как сформировалось. И здесь нет возможности узнать это иначе, кроме как приехать и посмотреть. Для более детального понимания программа выездов состоит не только из биологических экскурсий, но и обязательно включает в себя погружение в геологию, палеонтологию, почвоведение, метеорологию и многое, многое другое.

Посещая различные локации, дети постоянно удивляются тому, насколько разные сообщества их населяют и насколько идентичные процессы в них протекают. Непосредственная деятельность детей в экспедиции заключается в изучении биологических объектов в среде их обитания, выполнении проектно-исследовательских работ. Не обходится, конечно, и без песен у костра!

- Что бы вы хотели пожелать поступающим в биологический класс?

ТА: Сложный вопрос. Есть большой соблазн ответить стандартно - удачи! Но на самом деле, конечно же, хочется пожелать сил, упорства и терпения! Я знаю, что многие дети воспринимают поступление в спецкласс как некий рубикон, финишную черту. Однако, думаю, все совсем наоборот.

Дорогие друзья, вы находитесь в самом начале пути. Сложного, но наряду с этим прекрасного и удивительного пути! И я желаю вам пройти его на одном дыхании, с широко открытыми глазами, тревожась упустить даже малую крупицу столь потрясающих и неповторимых моментов!

Ждем семиклассников, увлекающихся биологией, на наших вступительных испытаниях. Регистрация по ссылке https://forms.gle/NppaoCyVcTrVGsjWA