Дорогие друзья!
Мы продолжаем серию интервью с набирающими педагогами спецклассов. Рады представить вашему вниманию беседу с набирающим преподавателем 8 “М” - Никитой Сергеевичем Никитенковым, учителем математики высшей квалификационной категории.
В чем главная особенность обучения в математических классах Пятьдесят седьмой, основное отличие от похожих программ в математических классах других московских школ?
- Особенность набора этого года состоит в сочетании физики и математики. Как правило, в физические и математические классы поступают ребята с похожим складом ума. Регулярно учащиеся математических классов показывают высокие результаты и достижения в области физики, а учащиеся физических классов хорошо знают математику, что подтверждают внешние результаты. Поэтому, в этом году мы решили совместить набор в математический “М” и физический “Ф” классы. Общее руководство классами будет осуществлять Петр Валентинович Сергеев, заместитель директора по математическому образованию 57 школы, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ и Москвы.
При формировании классов нам принципиально важно: если человека интересует именно математика, мы не будем излишне “мучить” его физикой. Он будет хорошо знать предмет на том уровне, когда сам сможет решать - развивать знания в физике дальше или нет. То же самое касается тех, кому интереснее физика, нагрузка по предметам будет распределена в соответствии с интересами ученика.
Важно, что физику и в “М”, и в “Ф” классе будет преподавать учитель очень высокой квалификации - тренер сборной Москвы по физике Владимир Евгеньевич Степушин. Владимир Евгеньевич и сейчас ведет физику в некоторых наших математических классах и, надо сказать, результаты очень вдохновляющие.
Но, еще раз отмечу, если поступающему принципиально интереснее математика, он может успешно развиваться в этом направлении в “М” классе. То же самое с физикой - в “Ф” классе ее будет больше. Возможность наличия индивидуальных траекторий сохраняется.
Кому подходят наши математические классы, каких ребят мы ждём? Как подготовиться к поступлению?
- Мы советуем идти в наши математические классы тем школьникам, которым интересно решать задачи по математике, разбираться с задачами по физике. Если вы уже читаете какие-то книги по математике или ставите эксперименты по физике, смотрите обучающие передачи или видео и вас все это затягивает, то вам стоит идти к нам.
Но надо понимать, что будет много работы, а не только радость от решения задач и познания нового. Без труда невозможен результат.
В рамках собеседований мы будем пытаться отобрать ребят, которым будет комфортно в наших спецклассах, потому что, если вам не подходит такой режим жизни, то это будет не учеба, а мучение. После вступительной работы ученики будут разделены по классам в соответствии со своими предпочтениями и результатами, которые покажут на входной работе.
Первое письменное собеседование у нас будет объединять и математику, и физику - порой бывает сложно определить, куда отнести некоторые задачи, например, по классической механике или на движение. Демоверсия задач уже есть на нашем сайте https://57.mskobr.ru/articles/988.
А для тех, кто собирается поступать к нам на будущий год, советуем обратить внимание на нашу вечернюю физико-математическую школу https://57.mskobr.ru/articles/937. В этом году мы проводили ее в новом и, мне кажется, очень успешном формате, чередовали задачи по физике и математике, показывали и единство, и разницу этих наук, помогая сделать школьникам выбор.
Дополняет ли учебный процесс внеурочная активность: практика, каникулярные программы, сборы?
-Для ребят, которые интересуются не только наукой, но и спортивной составляющей - кто быстрее решит задачи на время и тому подобное, мы проводим спортивные сборы, наши ученики ездят на мероприятия по подготовке к олимпиадам, мы очень поддерживаем участие школьников в конференции “Турнир городов”. Довольно долго, до коронавируса, организовывали летний математический лагерь - один из лучших, на мой взгляд, в этом направлении в России. Старались сочетать не только научную активность, но и спортивную. Сейчас это мероприятие на паузе, но мы очень надеемся на возобновление. Помимо этого, у нас есть много внешкольных занятий, не обязательно естественно-научных, а дополняющих наше образование для разностороннего развития ребят.
Расскажите, пожалуйста, о главных, на ваш взгляд, успехах выпускников математических классов Пятьдесят седьмой
- Еще Михаил Васильевич Ломоносов говорил, что математика хороша тем, что ум в порядок приводит. И, чаще всего, мы со спокойной уверенностью наблюдаем за становлением наших выпускников математических классов, за их успехами в жизни. Они показывают хорошие результаты в том направлении, которое выбирают, и это не всегда занятие фундаментальной или прикладной наукой. Тот строй мысли, та способность к рассуждениям и критическому анализу, которые закладываются естественно-научным образованием, и, в том числе, при обучении в наших спецклассах, помогают им в жизни. В сравнении с людьми, не имеющими такой подготовки, мы видим, что это их огромное преимущество. “Галерея” наших знаменитых выпускников доступна на сайте. Но главное не это, главное, что пройдя такое обучение, человек выходит готовым к жизни, к творчеству и работе.
Математические классы Пятьдесят седьмой - с большой историей. Удается ли пронести через года особенную атмосферу и традиции школы?
- Традиция, как сказал Густав Малер, это передача огня, а не поклонение пеплу. К нам приходят новые люди, новые идеи, но ключевым остается творческая атмосфера в школе, и она объединяет вместе много талантливых людей. Эта атмосфера совместного творчества, доброжелательности, взаимопомощи является главным, все остальное к этому прилагается. Традиционно мы хотим, чтобы наши ученики много читали, приобщались к русской и мировой литературе, искусству, у нас это все рядом. И, все вместе, это помогает в творчестве в области математики.
Какие вузы и какие факультеты Вы могли бы рекомендовать будущим выпускникам. Куда чаще поступают?
- Традиционно выпускники наших спецклассов поступают в НИУ ВШЭ, МГУ, МФТИ, другие топовые вузы России и мира, а после их окончания многие ведут преподавательскую и исследовательскую работу в ведущих университетах. К настоящему времени, среди них несколько сотен докторов и кандидатов наук.