О биотехнологическом классе - интервью с Л.П.Жигановой и А.А. Лысенковым 08.02.2024

Дорогие друзья!

Со следующего года мы набираем биологический класс в новом формате, объединяя ресурсы и возможности наших исторических биологичесих и биомедицинских классов. Биотехнологический класс продолжит традиции биологического и биомедицинского образования 57 школы. Это совместный проект школы с биологическим факультетом, факультетом биоинженерии и биоинформатики МГУ имени М.В.Ломоносова и Центром педагогического мастерства.

Мы рады представить наш новый биотехнологический класс и познакомить с набирающими педагогами – Лысенковым Артёмом Андреевичем и Жигановой Ларисой Петровной, с которыми побеседовали о предстоящем наборе в класс.

Курс биологии в биотехнологическом классе обеспечивает получение учащимися современных фундаментальных знаний в классических направлениях биологии – ботанике, зоологии, физиологии, экологии, анатомии, а также в новейших отраслях биологических знаний и междисциплинарных областях – молекулярной биологии, биоинженерии, биоинформатике, биофизике, генетике, вирусологии, биохимии и др.

Лекции и семинары по специализированным дисциплинам проводят ведущие специалисты ФББ МГУ, Биологического факультета МГУ, Института биологии гена, которым учащиеся могут задавать все интересующие их вопросы в формате свободной дискуссии, а также при неформальном общении на наших мероприятиях.

Глубокое понимание процессов, происходящих на различных уровнях организации живой материи – от молекулярного до биосферного, позволяет нашим ученикам не только осознанно выбирать дальнейший профессиональный путь, но и находить ответ на самые сложные и актуальные вопросы современного мира, в котором забота об окружающей среде становится вопросом выживания человечества и вовлекает все большие человеческие и материальные ресурсы.

Внутри биотехнологического класса существует два направления: с академическим и с олимпиадным уклоном. Академическое направление ориентируется на получение системных фундаментальных знаний в области современной биологии. Основным результатом для учащихся этого направления является высокие результаты на ЕГЭ, а также достижения в олимпиадной области в старших классах.

В свою очередь олимпиадное направление подразумевает участие в олимпиадах различного уровня, начиная с 8 класса. Вместе с тем школьники получают многостороннее образование в различных областях биологии и других естественных наук.

Олимпиадное направление

Куратор направления - Лысенков Артём Андреевич, координатор сборной г. Москвы по биологии, руководитель программ в ОЦ “Сириус”, учитель 57-й школы.

Расскажите, пожалуйста, об особенностях обучения в вашем направлении биотехнологического класса.

- “Отправной точкой” изучения биологии в олимпиадной группе биотехнологического класса является не организм, а клетка, именно поэтому курс начинается с биохимии и цитологии, лишь потом переходя на организменный уровень организации живого. Занятия ведут профильные специалисты и преподаватели ведущих вузов (МГУ им. М.В. Ломоносова, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, МГМУ им. И.М. Сеченова и другие).

Одним из важных аспектов программы являются практические занятия, проводимые на базе Центра Педагогического Мастерства. Ребята знакомятся с основными методами работы в биотехнологических лабораториях: иммунно-ферментный анализ (ИФА), анализ методом ПЦР, различные виды форезов и блотов. Таким образом, по окончании обучения, учащийся имеет не только теоретический багаж знаний по ключевым разделам биологии, но и обладает необходимыми навыками, которые пригодятся в процессе обучения в вузе.

Часть занятий по молекулярной биологии и биохимии, проводятся на базе МГУ, ИОГЕНа и ИБХ.

Кому подходят это направление класса, каких ребят мы ждём? Как подготовиться к поступлению?

- Мы ждём ребят, которые увлекаются биологией, умеют хорошо считать и анализировать информацию. Важно, что мы ищем школьников, которые мотивированы для участия не только в основных государственных экзаменах, но и на участие в олимпиадах, в том числе перечневых. Подготовиться к поступлению до конца никогда нельзя :), но мы рекомендуем повторить математику, поскольку именно это испытание является наиболее сложным для наших абитуриентов.

Дополняет ли учебный процесс внеурочная активность - практика, каникулярные программы, сборы?

-На каникулах мы уделяем большое внимание подготовке к муниципальным этапам ВсОШ (осенние каникулы) и региональным этапам (зимние каникулы). На весенних каникулах наши ребята, как правило, выезжают в на антиэкскурсии :)

Расскажите, пожалуйста, о главных, на ваш взгляд, успехах ваших выпускников Пятьдесят седьмой школы

- Наибольшим успехом для меня является максимальная вовлеченность наших выпускников в жизнь направления: они регулярно принимают участие в собеседованиях, в том числе и в 8 класс, проводят гостевые лекции и встречи с ребятами. Если же говорить про успех непосредственно детей, то в данном ключе можно считать максимальное разнообразие результатов поступления наших выпускников, как по географическому признаку, так и по направлениям. Наши ребята учатся в ведущих вузах России и Европы, причём не только на биологических или медицинских факультетах.

Безусловно, нужно сказать об успешном выступлении наших учеников на олимпиадах высокого уровня, ежегодно у нас много призеров и победителей . Все это требует немало сил, мотивации, тренировок, поэтому в школе собрана команда опытных педагогов, тренеров сборных, для достижения высоких результатов.

Академическое направление

Куратор направления и ведущий учитель - Жиганова Лариса Петровна, кандидат биологических наук, лауреат премий Правительства Москвы, премии Президента Российской Федерации.

Расскажите, пожалуйста, об особенностях обучения в вашем направлении биотехнолигического класса

- Цель нашего направления - профессиональная подготовка учащихся, интересующихся биологией и химией, к поступлению в ведущие вузы г. Москвы и страны.

Академическое направление является продолжением классических биологических классов нашей школы. Обучение в этой группе будет интересно тем учащимся, которые увлекаются биологией, химией и думают связать с этими областями знаний будущую профессию. Программа направлена на формирование связей между всеми дисциплинами естественно-научного цикла. Выпускники нашего направления преимущественно выбирают биологические специальности, но наряду с этим успешно поступают по целому ряду направлений, связанных с химией и физикой.

Будут ли дополнять учебный процесс внеурочная активность - практика, каникулярные программы, сборы?

- Особенностью программы обучения в нашей группе является посещение различных биостанций и заповедников России. Полевые практикумы, работа в лабораториях помогают школьникам проводить самостоятельные исследования природных процессов, основанные на применении научных исследовательских методик, выполнять проектные работы.

Как будут построен учебный процесс в вашем направлении?

- Отличительной характеристикой системного преподавания биологии в школе, в связи с ее быстрым развитием, является то, что на сегодняшний день – это командная работа. В этом случае один в поле не воин. В команду входят специалисты узких предметных областей. Для начала создается программное обеспечение, то есть комплекс программ основного биологического образования, и программы дополнительного образования или элективных курсов. И, хотя мы ориентируемся на требования ФГОС, но все-таки, с учетом запросов времени мы углубляем знания учащихся благодаря включенности в работу разных специалистов, которые следят за развитием конкретно своей области научных исследований. Безусловно, материал адаптируется под возрастные группы. Ведь задача стоит не в том, чтобы в старших классах учиться уже на первом-втором курсах института, а в закладывании знаний, которые помогут учащимся в дальнейшем в ВУЗе адаптироваться к новой системе обучения и требований. То есть, концепция биологического образования предполагает академический подход, что всегда было свойственно традиционной педагогической школе.

Кому подходят это направление класса, каких ребят мы ждём? Как подготовиться к поступлению?

Цель биологических классов, прежде всего, - изучение такой сложной и очень интересной биологии. Именно это определяет мотивацию ребят, поступающих в биологические классы, - их конкретный интерес к изучению природы, процессов в ней с различных углов зрения. Таких учащихся мы ждем, и такие учащиеся поступают к нам в классы.