Интервью с победителем ВсОШ по экономике Ириной Карповой, ученицей 10 математико-экономический класса 57 школы 22.05.2024

Два победителя и двенадцать призеров – таков результат 57 школы в заключительном этапе Всероссийской Олимпиады школьников по экономике. С победителем олимпиады Ириной Карповой мы поговорили о самом сложном моменте Олимпиады, обсудили чем интересна экономика и почему важно не сдаваться, если что-то не получается.

-- Ирина, расскажите о Вашем пути в экономике.

-- Я заканчиваю 10 математико-экономический класс 57 школы. В 57-ю я перешла в восьмом классе, и, собственно, с этого момента начался мой путь в элементарной экономикеи олимпиадном движении – впервые в олимпиаде по экономике я участвовала в 8 классе, став призером, в 9 классе я повторила это достижение.

В этом году я осталась недовольна своими результатами в первом туре, но второй тур написала лучше всех. Так, по совокупности результатов, я стала победителем. Уверена, что в данном результате есть доля удачи : ).

-- Что помогло Вам в изучении экономики, в погружение в предмет?

-- До начала изучения экономики моим главным увлечением была математика, я ездила во все возможные математические лагеря и ходила на математические кружки. Думаю, именно математика помогла быстро влиться в экономику.

Я даже в 57-ю поступала изначально на математику. В это время дополнительные уроки по экономике в школе преподавал мой брат, он и посоветовал мне обратить внимание на МатЭк. Мне настолько понравилась система, настолько понравились преподаватели, что мой выбор пал на математико-экономический класс 57 школы.

-- Довольны ли Вы сейчас своим выбором и как относитесь к экономике сегодня?

-- Я люблю математику, но экономике удалось меня всецело увлечь. Обладая знаниями по математике мне, в том числе, намного легче даются задачи по экономике. Я понимаю материал намного быстрее. Со временем фокус моего внимания сместился на экономику.

Я люблю экономику за ее структурированность и логичность, а также потому, что это очень жизненная наука, которая применяется примерно везде :). Понимая, как работают законы экономики, ты начинаешь понимать почему происходят те или иные процессы: как устанавливаются цены в магазинах, почему такая-то страна импортирует или экспортирует такой-то товар, почему природные явления в одной части света влияют на стоимость продуктов в другой и так далее.

-- Как строился процесс подготовки к Олимпиаде?

-- В каком-то смысле процесс подготовки в 10 классе был проще, чем в предыдущие годы – трехлетний бэкграунд в экономике стал надежным фундаментом! В этом году каникулы я использовала для поездки в выездную школу, где очень интенсивно изучала предмет.

В процессе активной подготовки, примерно за месяц до Олимпиады, я начала самостоятельно повторять определенные темы. Чтение специальной литературы, релевантной уровню обучающегося, также очень важно.

-- Вы могли бы посоветовать несколько книг, которые вам особенно понравились, которые Вы бы посоветовали для изучения?

-- Например, на начальных этапах изучения экономики, я бы посоветовала книгу Рэма Бахарева «Учебник по олимпиадной экономике», что касается более продвинутого уровня, первое, что приходит в голову – книга, написанная в соавторстве экономистами Дароном Аджемоглу и Джеймсом Робинсоном, вызвавшая горячий отклик профессионального сообщества «Почему одни страны богатые, а другие бедные».

-- Сложно ли совмещать подготовку к Олимпиаде и учебу в 10 классе?

-- Хочу отметить, что педагоги-предметники 57-ой школы активно входили в положение олимпиадников и давали сдавать долги, если ты отсутствовал из-за участия в Олимпиаде. Это очень помогло, потому что почти половина нашего класса участвовала в заключительном этапе, и почти весь наш класс участвовал хоть в какой-то олимпиаде по экономике.

Что касается учителей по экономике, помимо той базы знаний, которой мы обладаем благодаря нашим учителям,они достаточно сильно помогли с той точки зрения, что давали дополнительные материалы, например, в Google-классе, которые могли помочь на заключительном этапе.

Наши преподаватели Дмитрий Леонидович Блидман и Михаил Антонович Максимов были с нами в Казани.Они не только решали все возможные и невозможные административные вопросы, но и оказывали невероятную моральную поддержку. Внушали, что не нужно волноваться, советовали, как нам лучше распределять свое время в рамках тура, предоставляли дополнительные материалы, и многое-многое другое! Для нас даже сделали собственный мерч – мерч нашего 10 класса :)!

-- Какой момент был для Вас самым сложным?

-- Олимпиада проходит так -- в день приезда в Казань проводится официальное открытие, на следующий день -- туры, после чего – трехдневное ожидание результатов. Думаю, это и был самый сложный момент – три дня, когда ты ждешь результаты, не зная, насколько хорошо ты написал работу. Это очень и очень волнительно.

-- Было ли задание, которое особенно Вам запомнилось?

-- Было очень интересное непростое задание про кривую доходности . Я его плохо решила, получив очень низкий балл. В задании было пять пунктов -- разнообразные вопросы о том, как выглядит кривая доходности, почему она выглядит именно так, что может привести к сдвигу кривой доходности и так далее. Я справилась с этим заданием неважно, но моя знакомая, читавшая статью по данной теме в экономическом журнале, написала намного лучше.

-- Какой совет Вы можете дать ребятам, планирующим попробовать свои силы в олимпиадах по экономике?

-- Я бы, во-первых, посоветовала тратить как можно больше времени на изучение экономики. А главное, не бояться, если что-то не получается. Многие сдаются, расстраиваются, если «не берут» олимпиаду. Я очень советую принимать участие в выездных школах по экономике, они дают не только возможность глубокого изучения экономики, но и возможность найти друзей, работать в команде, этот эффект ощущения себя частью комьюнити, которое тебя поддерживает, дает стимул двигаться дальше и продолжать заниматься экономикой.

-- Ирина, расскажите о своих планах, где Вы хотели бы учиться и с какой профессией связать свою жизнь?

-- Я планирую поступать на совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ. Это достаточно известная программа среди олимпиадников по экономике. Мои братья учились по данной программе: один мой брат окончил ее, другой –завершает обучение в этом году. Свою профессиональную жизнь я планирую связать с экономикой, а если конкретнее, то с отраслью, связанной с информатикой -- экономикой и анализом данных. Именно поэтому в этом году я также начала усиленно изучать информатику.

-- Ирина, спасибо. Еще раз с победой и так держать!

-- Спасибо!