Интервью с трехкратным победителем Всероссийской Олимпиады школьников по экономике Александром Штайном. 02.06.2024


«Экономика – это бесконечное поле новых удивительных открытий».

Дорогие друзья!

Сегодня в нашей ленте интервью с трехкратным победителем Всероссийской Олимпиады школьников по экономике Александром Штайном! О самых крутых экономистах, семейной атмосфере команды 57-ой школы на Всеросе, концепции рассеянного знания Фридриха Хайека и многом другом – в нашем материале.


-- Александр, когда и почему Вы поступили в 57-ю?

-- Я давно был наслышан не только о самой школе и уровне преподавания предметов, но и о крайне внимательном отношении администрации школы к проблемам учеников, а также о том, что образовательный процесс в 57 является гибким и адаптивным по отношению к ученикам. Конечно, школы с таким подходом есть, но поскольку, по моему мнению, 57-я является самой крупной и значительной среди них, я стремился попасть именно сюда. Кстати, в процессе подготовки к Олимпиаде репутация 57-ой оправдала себя – я ощущал серьезную поддержку со стороны администрации и преподавательского состава школы.

-- Почему Вам был интересен математико-экономический класс?

-- Я – экономист, поэтому данный выбор был очевиден.

-- Александр, как вышло, что такой молодой человек как Вы, имеет столь четкое профессиональное самоопределение)?

-- Меня всегда увлекали темы, связанные с устройством общества. В этом смысле, сам того не осознавая, я в какой-то степени погружался в изучении экономики, читая книги, смотря научно-популярные программы. Более серьезно я увлекся экономикой в 6 классе – мне подарили книгу (она отлично подойдет для начинающих) Чарльза Уилана «Голая экономика. Разоблачение унылой науки». Книга очень увлекла меня, в ней простым языком разъяснялась суть науки, были раскрыты интереснейшие темы. В дальнейшем я ездил в выездные школы по экономике, в 8 классе начался мой олимпиадный путь (я «взял» победителя за 9 класс). Я понял, что экономика не просто крайне интересна, я крайне быстро усваивал материал, отлично понимаю и с удовольствием изучаю. Так я начал считать себя экономистом, потому что экономика – это то, что у меня получается лучше всего).

-- А за что именно Вы любите экономику?

-- Экономика – это бесконечное поле увлекательных открытий, наука, которая не может надоесть. Кроме того, экономика является отражением нашей жизни, она описывает и объясняет процессы, происходящие вокруг нас. Большую часть явлений, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, можно описать и понять с помощью этой науки.

Экономика отвечает на вопрос как образуется и работает невероятно сложная система общества и взаимодействий между людьми! Это осознание кажется мне очень важным и захватывающим, потому что оно означает, что экономика – это бесконечное поле для новых удивительных открытий. Это понимание пришло ко мне после знакомства с основной концепцией авторства Фридриха Хайека – теорией рассеянного знания. Экономика не только отвечает на вопрос «как все это работает», но и позволяет предложить «как сделать так, чтобы это работало лучше». Масштабностью всей этой задачи в целом и удивительной локальностью каждой отдельной темы экономика и прекрасна!

А еще экономика способна объяснить и поведение людей.

-- Даже так? Не могли бы Вы привести пример?

-- Классическим примером является исторический кейс из британской Индии. В XIX веке страну заполонили кобры. Ядовитые змеи были очень опасны, правительство решило с ними бороться. Для борьбы с пресмыкающимися была объявлена награда за голову кобры. Конечно, население принялось истреблять змей и получать обещанное. Спустя 10 лет было решено, что миссия выполнена, мера себя оправдала. Но когда награда была отменена, выяснилось, что число кобр не только не уменьшилось, но и существенно возросло.

На вопрос «почему» ответили британские экономисты -- местное население вместо того, чтобы только убивать кобр и получать награду, стало заниматься разведением (с целью получения большей прибыли)! А после отмены этой «суперакции», несметное количество ядовитых змей было выпущено на волю. Так, десятилетние финансовые вливания в истребление кобр, нетолько не улучшили ситуацию, но и ухудшили ее. А если бы правительство посоветовалось с грамотными экономистами, они бы объяснили, что механизм меры выбран неверный,так как людям был дан стимул для увеличения поголовья змей!

-- Спасибо за интересный кейс)! Расскажите, пожалуйста, какие цели Вы ставили перед собой по участию во Всеросе в этом году, будучи победителем прошлого и позапрошлого года?

-- Каждая Всероссийская Олимпиада – это общение и знакомства с другими фанатами экономики со всей страны. Этот опыт нельзя переоценить, находиться в коллективе людей, увлеченных предметом – очень крутой опыт.

Другая важная и каждый раз сложная задача заключается в том, чтобы не уронить свой уровень и удержать планку.

-- Помогла ли Вам поддержка ваших преподавателей Дмитрия Леонидовича Блидмана и Михаила Антоновича Максимова?

-- Наши преподаватели сделали для нас очень много! Начиная с организационно-технических вопросов, заканчивая моральной поддержкой. Для меня, человека привычного к олимпиадам и достаточно уверенного в себе это, возможно, не так важно, но, для многих ребят, я убежден, это исключительно нужно и положительно влияет на настрой и, как следствие, результаты. Самое главное, что Дмитрий Леонидович и Михаил Антонович очень старались, чтобы все ребята 57-ой школы чувствовали себя одной большой семьей. Это, по моему мнению, очень-очень классно.

-- Получилось у Дмитрия Леонидовича и Михаила Антоновича создать такую атмосферу, где ребята чувствуют себя одной семьей?

-- Вполне получилось!

-- Вы являетесь трехкратным победителем Всероссийской Олимпиады школьников по экономике, а также многократным участником и призером Всероса по математике, какой совет Вы могли бы дать тем, кто хочет участвовать в олимпиадах?

-- По моему мнению, крайне важно заниматься тем, что вам действительно нравится, что интересно. А еще я хотел бы посоветовать не зацикливаться на результатах и победах, я считаю, что в Олимпиаде важна не столько победа, сколько те знания и умения, которые приобретаются по дороге.

Очень важна, на мой взгляд, учеба в спецкассе – это помогает не только тем, что в процессе обучения ты получаешь необходимые для твоего предмета знания, но, что важнее, ты получаешь сообщество, увлеченное тем же предметом. И если получится влиться в атмосферу и окружение людей, объединенных общим интересом к науке, тебе самому будет и легче, и интереснее изучать его. И вот как раз в создании таких комьюнити людей, связанных общим интересом, крайне хороша 57-я школа. Нельзя не учитывать и уровень преподавания дисциплины в школе – в нашем случае с преподавателями нам определенно повезло – они очень крутые.

-- Величайшие экономисты – кто они, по вашему мнению? Чьи работы Вы посоветовали бы для изучения?

-- Во-первых, величайший экономист, основатель экономики как науки, внесший свой вклад буквально в каждую область – Адам Смит. Его работы являются фундаментом современной экономики и этим все сказано!

К величайшим экономистам лично я бы отнес лауреата Нобелевской премии по экономике Фридриха Хайека, так как он является одним из самых важных ученых в области институциональной экономики, которая меня очень привлекает. Он внес серьезный вклад в развитие социальных наук как таковых.

Я отметил бы и Дугласа Норта, автора теории институциональной эволюции. Основной вклад Норта в науку, на мой взгляд, заключается в его подходе к социальным вопросам: что такое общества, как они формируются, как меняются. В частности, на работах Норта основывается современное представление о преобразовании архаичных феодальных обществ к современным демократическим.

И, если говорить о представителях российской экономики, нельзя не отметить создателя первой в России кафедры прикладной институциональной экономики, Александра Александровича Аузана.

-- Есть ли у Вас понимание, чем хотелось бы заниматься во взрослой профессиональной жизни?

-- Есть некое условное понимание, что я хотел бы быть исследователем экономических процессов, причем исследования меня интересуют в институциональной экономике – разделе, занимающимся изучением развития социальных институтов, изучением устройства общества, причин, направляющих людей внутри общества, причин изменений социума и так далее.

-- Большое спасибо, Александр! Еще раз с победой и дальнейших Вам успехов!

-- Спасибо большое!