Представляем интервью с победителем Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку, показавшим лучший результат среди всей десятиклассников, участвовавших в заключительном этапе, учеником 10 «Я» класса 57-й школы, Михаилом Суворовым. 17.06.2024

«Немного удачи и десять лет подготовки»

Представляем интервью с победителем Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку, показавшим лучший результат среди всей десятиклассников, участвовавших в заключительном этапе, учеником 10 «Я» класса 57-й школы, Михаилом Суворовым.

Как совместить любовь к классической музыке, футбол, игру на гитаре, фитнес, учебу в математико-экономическом классе 57-й и подготовку к олимпиаде по французскому языку? Что важнее: кругозор и интеллект или прикладные знания? Как не забыть то, что знаешь, в стрессовой ситуации, и как знаменитый французский писатель Даниэл Пеннак помог Михаилу Суворову победить в нашем материале.

Михаил, от лица 57-й школы еще раз поздравляем Вас с выдающимся результатом на Всероссийской олимпиаде по французскому языку! В начале нашего интервью, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

Я учусь в математико-экономическом классе 57-й школы третий год. Мне очень нравится экономика, я согласен с высказыванием, что законы экономики – это законы жизни. У нас совершенно замечательный коллектив: одноклассники, учителя – все мы очень дружны! Помимо школы у меня есть ряд интересов: классическая музыка, игра на гитаре, фитнес и футбол и, конечно, французский язык.

Нельзя не спросить – как среди ваших интересов появился французский язык?

По моему мнению, человек любого пола и возраста, любых интересов, может увлечься изучением иностранного языка и преуспеть в этом деле.

Если говорить непосредственно обо мне, любовь к французскому языку мне привили родители – они свободно говорят на французском, мама и папа учились во Франции. Можно сказать, что я соприкасаюсь с французским языком столько, сколько себя помню, но сознательное изучение началось с первого класса – до поступления в 57-ю школу я учился в специализированной школе с углубленным изучением французского языка. Кроме того, несколько лет назад, один год я жил и обучался во французской Тулузе – это был очень интересный опыт с точки зрения погружения в иностранную систему образования и, разумеется, с точки зрения языковой практики.

Михаил, расскажите о Вашем опыте участия в олимпиадах.

У меня был опыт участия во Всероссийской олимпиаде, в «Высшей пробе», в Московской олимпиаде школьников по экономике. Где-то для достижения серьезных результатов не хватало времени, в других случаях получалось достичь уровня призера второй и даже первой степени. Что касается олимпиад по французскому в том или ином режиме я участвовал в них с пятого класса, но для меня эти испытания были в большей степени некой тренировкой – частью процесса изучения языка. В 9 классе я прошел на региональный этап и стал призером, но на всероссийский уровень не попал.

Расскажите, пожалуйста, о процессе подготовки к олимпиаде по французскому языку. Совмещение интересов, хобби, учебы, подготовки к ЕГЭ и Всеросу – как это возможно?

Никак))! Думаю, если человек имеет широкий круг интересов и ставит перед собой некую серьезную проектную цель, нужно выстраивать приоритеты и чем-то жертвовать. Если говорить о моих внеучебных интересах я, например, находил время на спортзал (физические нагрузки очень помогают интеллектуальной разгрузке), а вот гитарой в этот период я не занимался совсем.

Естественно, учебный процесс никто не отменял, да и подготовка к ЕГЭ тоже присутствовала. Формат подготовки к Всеросу в моем случае выглядел так: несколько раз в неделю у меня были занятия с преподавателем, в другие дни я посещал занятия Команды Москвы. В процессе подготовки я занимался языком практически каждый день. При этом я убежден, очень важно помнить, что перед смертью не надышишься, на мой взгляд, не нужно пытаться объять необъятное, потребить очевидно не потребляемый объем знаний или кардинально поменять свой образ мышления, стиль речи или письма. Важно помнить, что уверенное состояние и психологический настрой неотъемлемые составляющие успеха в любой олимпиаде.

Вы затронули очень интересную тему. Давайте поговорим об эмоциональной составляющей – как справляться с психологическим напряжением и насколько, по Вашему мнению, эмоциональное состояние участника важно в такого рода испытаниях?

В моем случае относительно стабильное и вполне спокойное эмоциональное состояние было обусловлено не столько процессом подготовки, предшествующим непосредственно олимпиаде, сколько десятилетним бэкграундом в языке. Мне, безусловно, есть куда расти в изучении французского, я не считаю свой уровень очень высоким, но, как мне кажется, за 10 лет я довольно хорошо продвинулся)). И это понимание мне очень помогало, придавало спокойствия и уверенности.

Говоря об эмоциональном состоянии, я считаю, что оно для участника олимпиады очень важно, не менее важно, чем его уровень в предмете и прикладные знания. Каким бы уровнем подготовки и глубиной экспертизы ты не обладал, если из-за волнения забудешь то, что знаешь, растеряешься и «поплывешь», то никто твоего уровня не увидит.

Расскажите немного о том, как проходила олимпиада.

С точки зрения атмосферы олимпиада была замечательной. Организаторы – большие молодцы, например, помимо официальных и обязательных мероприятий, для нас устраивали и классные досуговые ивенты. Так, к примеру, по завершении олимпиады было проведено мероприятие, в рамках которого организаторы подобрали самые смешные цитаты из работ участников и зачитали их. Было очень весело))!

Если говорить об уровне заданий, то я не могу назвать их очень сложными, при этом некоторые задания были действительно исключительно интересными.

На олимпиаде я познакомился и с новыми людьми, а также встретил своих бывших одноклассников из школы с углубленным изучением французского. Хотя олимпиаду по французскому нельзя назвать историей про командную работу (я знаю, что, например, в олимпиаде по немецкому языку есть командный тур, где предполагаются совместные ответы ребят, то есть настоящее командное взаимодействие), все же дух взаимоподдержки был сильно ощутим, мы искренне сопереживали друг-другу и болели друг за друга.

Помните момент, когда Вы поняли, что стали победителем Всероссийской олимпиады – как это было? Ваши ощущения, эмоции?

Я не ставил перед собой столь высокой планки. И даже пройдя на финальный этап был удивлен. Когда я узнал свои результаты, я, можно сказать, был шокирован. Если попытаться описать ту гамму эмоций, которую я ощутил, это был некий микс из радости и удивления)).

Как Вам кажется, в таких испытаниях как Всероссийская олимпиада, где собираются сильнейшие учащиеся по тому или иному предмету, что является фундаментом и залогом успеха – знания и навыки или интеллект и эрудиция?

Я думаю, без серьезных, системных и глубоких знаний предмета никуда и они, конечно, будут являться как раз фундаментом для достижения высоких результатов. А вот залог (ну, или секрет) успеха в кругозоре. Простой пример – письменное (творческое) задание, в рамках которого нужно описать фотографию и составить текст. Текст должен быть нешаблонным, не занудным, он должен быть интересным, остроумным, легко читаемым. Маловероятно, что такое задание возможно выполнить на высоком уровне, если отлично знаешь правила построения предложений и имеешь большой словарный запас, но не имеешь насмотренности, начитанности, не умеешь привести интересную аналогию, аллегорию или уместный художественный прием вроде цитаты или метафоры, а это уже история про кругозор.

Ну и еще один пример в лексико-грамматическом задании мне попался отрывок из замечательной книги знаменитого французского писателя Даниэля Пеннака «Глаз волка». Эту книгу я читал, разумеется, тот факт, что текст был мне знаком, сыграл мне на руку.

Расскажите, пожалуйста, как известие о Вашей победе встретили в 57-й школе? Чувствовали ли Вы помощь и поддержку?

Во-первых, надо сказать, что у нас очень дружный класс, в котором учатся замечательные ребята. Как только стало известно о моей победе, меня поздравили буквально все!

Со стороны 57-й школы я получил всю необходимую административную поддержку, за меня беспокоились и болели не только одноклассники, но и учителя, и эту невероятную моральную поддержку я ощущал на всех этапах подготовки и участия несмотря на то, что французский язык не является профильным предметом нашего спецкласса.

Кроме того, хотелось бы отметить, что в школе вообще сильна составляющая внутреннего комъюнити администрации, педагогов, родителей и учеников, а отличительной особенностью 57-й является разностороннее развитие и сочетание академических достижений и внешних (в том числе олимпиадных) успехов.

Пройдя такой серьезный путь и показав столь высокий результат, какой совет Вы могли бы дать тем, кто хотел бы попробовать свои силы в олимпиадном движении?

Что касается конкретно олимпиады по французскому языку, современных интересных методов подготовки великое множество. В наш век цифровых технологий в активе изучающего иностранный язык – подкасты, программы, видео, мультфильмы и многие другие возможности, которые не только помогут приобщиться к культуре и среде, но и сделают процесс обучения крайне увлекательным!

Разумеется, при подготовке к олимпиаде крайне важно чтение литературы на языке оригинала, важно найти ту литературу, которая будет тебе действительно интересна! Когда я готовился к олимпиаде, моей настольной книгой стал дебютный роман французского писателя Альбера Камю «Посторонний», который всецело меня увлек! Так, наслаждаясь интересными мыслями автора и получая удовольствие от чтения, я параллельно «прокачивал» свой французский.

Если говорить о Всероссийской олимпиаде вообще, я думаю, очень важно, чтобы человеку был по-настоящему интересен предмет, которым он занимается. Кроме того, как я уже говорил, крайне важна эмоциональная составляющая – даже если это не получится на 100%, стараться найти свое внутреннее спокойствие очень важно!

Расскажите немного о своих дальнейших планах, есть ли в них место французскому языку?

Четко сформулированного плана у меня пока нет, но я хотел бы и дальше изучать экономику, возможно, я продолжу свое образование в России, но и Францию, как страну для получения высшего образования, я тоже рассматриваю. Так или иначе, я убежден, что французский (как и другой иностранный язык) – это крутой скилл любого человека!

Спасибо, Михаил! Мы еще раз поздравляем Вас с победой и желаем дальнейших успехов!

Спасибо! « Une pincée de chance, jetée dans un lac d’efforts peut vous donner une mer de succès » («Щепотка удачи, брошенная в озеро усилий, может дать вам море успеха»).