Интервью с призером Всероссийских олимпиад школьников по экономике и географии Варданом Погосяном. 09.07.2024

Мы продолжаем серию интервью с победителями и призерами олимпиад 2023-2024 учебного года. О том, как совместить подготовку к двум олимпиадам с учебой в 10 классе, духе здоровой конкуренции в 57-й и формуле успеха, мы поговорили с призером Всероссийских олимпиад школьников по экономике и географии Варданом Погосяном.

– Вардан, мы поздравляем Вас со столь внушительным успехом на Всеросах. Расскажите, пожалуйста, как давно Вы учитесь в 57-ой, почему решили поступать именно в нашу школу?

– В 57-ой я учусь с 8-го класса. Выбор был между 57-ой и 179-ой, обдумав ситуацию, мы решили, что лучше сделать акцент не на математике олимпиадной, а на экономике. Вот так я оказался в МатЭке 57-й.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее, почему вы заинтересовались экономикой и решили ее изучать?

– В седьмом классе я не подозревал, насколько сильно я заинтересуюсь и захочу заниматься экономикой. Но, поступив в МатЭк, попав в это сообщество реально заинтересованных людей, и к учителю – Дмитрию Леонидовичу Блидману – который умеет невероятно круто преподавать экономику, мне стало очень интересно, так я заинтересовался по-настоящему.

Сначала казалось, что с помощью экономики можно понять многое про мир и процессы, происходящие в нем. И это действительно так. Но позже добавился еще один момент: ты занимаешься олимпиадами, у тебя получается, и в сравнении с твоими друзьями и одноклассниками, ты становишься лучше, развиваешься и это привлекает.

– То есть, такой элемент здоровой конкуренции и спортивный интерес?

– Совершенно верно, и в нашем классе это сильно развито, и это отлично! Многие проходят на Всерос (даже в восьмом классе у нас было на Всероссийской олимпиаде школьников четыре человека). При наличии здоровой конкуренции, хотелось стать сильнее. Показывать лучший и лучший результат. И, конечно, изначально экономика была интересна перспективами – это актуальная и востребованная наука, дающая возможность заработать в будущем, занимаясь при этом интересным делом.

– А как Вы пришли к географии?

– Тоже в некотором роде случайность – мне нужно было выбрать предмет для подготовки и сдачи ОГЭ, я выбрал географию. Я начал ходить на дополнительный кружок к нашему учителю Дмитрию Владимировичу Мишуринскому, то, как он преподавал географию и на кружке, да и в школе, это очень интересно. В девятом классе наша одноклассница «взяла» Всерос по географии, она готовилась всего год, и я подумал: «а смогу ли так я?».

Самое интересное и приятное в географии заключается для меня в том, что этот предмет развивает эрудицию. Изучая географию относительно недавно, я чувствую, насколько сильно она развивает – я могу разговаривать на самые различные темы: политические, экономические, социальные. И в этом огромная заслуга географии и моего преподавателя.

– Помог ли Вам курс географии в 57-й именно при подготовке к олимпиаде?

– Конечно, посещая уроки Дмитрия Владимировича, некоторые олимпиадные темы я отлично изучил именно там. Кроме того, мне очень помог кружок, который ведет Дмитрий Владимирович – каждый четверг мы собираемся после уроков и решаем задания или слушаем Дмитрия Владимировича. Там мы разбираем множество олимпиадных тем, это тоже очень полезно. И очень интересно.

– А почему Вам было интересно?

– Дмитрий Владимирович создал атмосферу, в которой класс не живет в страхе оценок. Класс на его уроках в хорошем смысле расслаблен, но с другой стороны, он дает очень много материала на уроках, и после урока есть приятное ощущение, что ты узнал что-то новое. Одновременно Дмитрий Владимирович дает такие домашние задания, которые приятно делать.

– Если попытаться сделать небольшой сравнительный анализ между олимпиадой по экономике и олимпиадой по географии, где вам было сложнее, где было интереснее?

– Я уже неоднократно был участником олимпиад по экономике, поэтому мне ожидаемо была интереснее география – новый опыт, новый формат. Олимпиада по географии – это не только листочек в аудитории, это отдельный практический тур, где мы выходили в лес, выполняли там задания. Во-вторых, было новое комьюнити людей, мы отлично и с удовольствием общались.

– Расскажите, пожалуйста, немного подробнее о практическом туре.

– Практический тур выглядит так: участников собирают в группы с волонтером, группы перемещаемся между точками, на которых нужно выполнять различные задания. Чаще всего задания связаны с местностью: нужно произвести замеры, определить дерево, растение или культуру, посчитать что-то или оценить. То есть, точки связаны с местностью, задания мы делаем на листочках и сдаем. А между точками можно спокойно общаться. Специфика в том, что ты перемещаешься между точками минут 10, допустим, и в это время ты совершенно расслаблен, общаешься со своей группой. А вот во время работы на точке у тебя есть также 10 минут, и в эти 10 минут ты должен резко сконцентрироваться, быстро выполнить задания.

– Умение сконцентрироваться и победить волнение и стресс – насколько это важно для испытаний такого рода?

– Я знаю много реальных случаев, когда из-за волнения и стресса, из-за неумения собраться, не проходят на Всеросы очень подготовленные ребята. Так как я занимаюсь олимпиадами с пятого класса, я привык к этому волнению. Лично мне помогает именно опыт, понимание, что я принимаю участие «в который раз» успокаивает. Я знаю, что должен максимально собраться, сконцентрироваться на эти 10 минут или эти 4 часа, и показать результат.

– Вардан, какой совет вы могли бы дать ребятам, кто еще не имеет опыта участия в олимпиадном движении, но хотел бы начать этот путь?

– Конечно, очень заразителен положительный пример – если в классе кто-то уже "брал" олимпиаду, конкуренция очень помогает. Я, увидев пример из собственного класса, когда человек за один год учит предмет на олимпиадный уровень, очень вдохновился. Что касается подготовки, я не советую заниматься дома, потому что у учителей есть опыт, они знают задачи, и что именно нужно учить, как готовиться, не нужно засорять голову бесполезными фактами, нужно учиться у классных профессионалов.

– В чем в Вашем случае состоит формула успеха?

– Интерес к предмету, опыт участия, хорошие учителя и правильное сообщество.

– Отличная формула! Спасибо за интервью и дальнейших Вам успехов!