Интервью с выпускником 2024 года, обладателем золотой и московской медалей, призером ВСоШ по информатике и стобалльником по математике Константином Сыздыковым. 15.07.2024

Дорогие друзья! Мы продолжаем серию интервью с выпускниками 2023-2024 учебного года, показавшими высокие результаты в разных сферах учебы. Сегодня вашему вниманию интервью с обладателем золотой и московской медалей, призером ВСоШ по информатике и стобалльником по математике, выпускником 11 «И» класса Константином Сыздыковым.

Для чего оставаться на экзамене или олимпиаде до конца, даже если выполнил все задания, что такое привычка быть отличником, как тайм-менеджмент влияет на результаты испытаний и как комьюнити Пятьдесят седьмой меняет людей – в нашем материале.

— Константин, поздравляем Вас с великолепным окончанием школы! Спасибо, что нашли время для интервью. Расскажите, пожалуйста, о том, как Вы поступили в 57-ю школу.

— Семь классов я учился в районной школе. И хотя школа была самой обычной, в «началке» у меня была очень хорошая преподавательница — Жукова Ольга Витальевна. Она привила мне любовь к олимпиадам и к математике, научила учиться, за что ей огромное спасибо. Ее вклад в мое образование трудно переоценить.

В шестом классе я начал посещать вечернюю школу 57-й — Вечернюю математическую школу, а в седьмом классе к ней добавилась Вечерняя школа програмирования. В Вечерние школы я поступил по совету родителей, которые сказали: «Это лучшая школа Москвы, нужно попробовать».

Я ни разу не пожалел о поступлении в ВШ, ходил туда с удовольствием: я нигде ранее не встречал такого уровня подготовки и преподавателей, хотя на тот момент уже имел опыт участия в олимпиадах. На занятиях в Вечерних школах разбирались очень интересные олимпиадные задачи! В итоге эти занятия стали моим первым шагом в 57-ю. Более того, будучи в 11-м классе, я преподавал в ВМШ у семиклассников! Когда я проходил экзамены, поступая в 8-й класс, я чувствовал, что определенная база у меня уже есть. Я думаю, что именно Вечерние школы, помогли построить эту базу, так как нигде больше я не занимался профильной математикой, ни с репетиторами, ни где бы то ни было еще.

— Почему при поступлении в 57-ю Ваш выбор пал на информатику?

— Информатика, на мой взгляд, это более прикладная область науки, нежели математика. Плюс я занимался робототехникой несколько лет и, наверное, мне хотелось продолжить свой путь в этом направлении.

— Помните ли Вы начало учебы в 57-й, возникали ли сложности?

— Хотя в районной школе я был отличником, некоторые сложности все же были. Например, занятия по алгоритмам, по этому предмету нам регулярно давались контесты с задачами, а в 8-м классе серьезного опыта в программирования у меня не было совсем. Я помню, как решал эти контесты вместе с папой до часу ночи. Я старался досконально разобраться в вопросе, что было непросто, но необходимо, поэтому я очень хорошо помню эти «страдания»)). По другим предметам у меня не было никаких проблем. Даже алгебра, с которой возникали сложности у многих, мне давалась несложно.

— Понравилось ли Вам комьюнити 57-й?

— Впервые попав в класс, увидев, что почти 90 процентов — это мальчики, я тут же понял, что комьюнити уникальное)). Также я быстро оценил уровень подготовки учащихся по сравнению с обычной школой. Когда я понял, в какую среду попал, насколько одаренные ребята здесь учатся, я был приятно удивлен. Ситуация, когда ты можешь посоветоваться, обсудить любой учебный вопрос с одноклассниками, видя, насколько все заинтересованы и готовы помочь — это очень круто. Я понял, что попал в коллектив, где люди не меньше моего заинтересованы в учебе, в развитии, это было невероятно приятно.

— Константин, в этом году у 57-й тринадцать 100-балльников, шесть 99-ти балльников по математике, с чем вы связываете такой уровень успеха?

— Думаю, основную роль играет уровень 57-й школы — ученики, поступающие сюда, всегда хотят большего: большего в образовании, в развитии. Когда они поступают, им даются все условия: отличные учителя (не знаю, где еще можно встретить столь высокоуровневый преподавательский состав), уникальная среда для того, чтобы развить свои таланты и природные данные. И получается, что 57-я не только стимулирует учиться, но и помогает добиваться поставленных задач. 57-я делает из ребят, которые чего-то хотят, людей, которые чего-то добиваются.

Еще один важный момент — это сообщество, атмосфера взаимопомощи, обмена опытом, знаниями и идеями, которую я упоминал выше.

Поэтому результат закономерен)).

— Константин, вы показали 100-балльный результат ЕГЭ по математике и стали призером Всероссийской Олимпиады школьников по информатике. Если говорить о любимом предмете, то это информатика или математика? Почему?

— Я не берусь сказать, что мне нравится больше. Математика очень красивая наука, которую я очень люблю. Но информатика более прикладная. В информатике ты можешь проверить свою идею на практике, ты можешь написать код, отразив свои мысли, отразив свои идеи по задаче, и затем запустить свое решение на реальном компьютере.

Вообще, когда я первый раз попал на соревнования по программированию, для меня было шоком, что такие соревнования бывают: ты пишешь код, сдаешь его в проверочную систему, получаешь вердикт и можешь как-то редактировать результат. По сути, информатика — это математика на практике. Но с другой стороны, математика может описать невообразимое, что меня безумно восхищает.

В обеих науках работают схожие схемы мышления. Но если в математике ты больше должен что-то доказать экзаменатору или проверяющему, в информатике ты именно применяешь знания, пишешь код, который будет работать.

— Константин, что лично для Вас было сложнее, ЕГЭ или Всерос?

— Я считаю, что это совершенно разные вещи. ЕГЭ не предполагает каких-то сверхсложных заданий. Все задания и форматы известны, к ним можно готовиться. Проблемы, с которыми сталкивается школьник при сдаче ЕГЭ, это невнимательность и «ненарешенность». Чтобы сдать ЕГЭ на сто баллов, нужно иметь высокий уровень подготовки (ту самую «нарешенность»), быть очень внимательным, а также необходимо немного везения)). Я считаю, что к ЕГЭ можно подготовиться на 90 плюс баллов. 100 баллов отчасти лотерея.

На Всеросе важны твои способности мыслить широко, не углубляться в какую-то одну точку, перестраиваться, выбирать разные стратегии на тур. Крайне важен тайм-менеджмент и стратегия распределения времени. На олимпиаде совершенно бессчетное количество вариантов задач, которые тебе могут предложить. Нет никаких стандартов, каждый год готовятся уникальные задачи, поэтому определенно знать, что тебя встретит на Всеросе нельзя. Но могу сказать, что Всерос прощает некоторые ошибки. Я уверен, что если ты отлично разбираешься в предмете, хорошо и всесторонне подготовлен, то призером стать совершенно реально!

— Константин, каково это — окончить 57-ю с золотой медалью?

— Наверное, в моем случае сказалась привычка с первого класса всегда стараться учиться только на отлично. Поэтому для меня получить золотую медаль было в каком-то смысле делом принципа. Для меня медаль была символом и подтверждением моего труда, я действительно очень много трудился и учился. В конечном итоге количество прилагаемых усилий позволило добиться цели, сейчас, получив медаль, я можно сказать выдохнул, и теперь иду дальше)).

— Константин дайте, пожалуйста, несколько советов тем, кто мечтает сдать ЕГЭ на 100 баллов.

— Первое, это, конечно, практика, много, очень много нарешивать, набивать руку. Какое бы задание не попалось, ты должен точно знать, как его решать, чтобы не было ступора и сложностей. Второе — внимательность и самопроверка — перепроверяйте работу, перерешивайте задания, дабы минимизировать вероятность любых ошибок. Я советую прорешать вариант два, а то и три раза, потому что ошибки в мелочах, ошибки из-за невнимательности всегда очень обидны. Также очень советую не торопиться сдать работу досрочно. Я всегда сижу до последнего на любой серьезной работе, и бывало такое, что я находил у себя ошибку за пять минут до окончания отведенного на работу времени.

— А что касается олимпиад? Какие советы Вы могли бы дать тем, кто планирует начинать подготовку?

— Первый самый важный совет — комьюнити. Познакомиться с ребятами, узнать о выездных мероприятиях, о том, какие бывают курсы, где в дальнейшем можно подготовиться и сформировать свой круг общения.

Второе — решать сложные задачи, и не тратить время на задачи, которые ты и так можешь решить — брать задачу на уровень выше своего и решать ее. Скорее всего сразу не получится, но крайне важен прогресс. Важно понять решение и признать для себя, что оно было несложным.

Очень важно правильно распределять свое время на олимпиаде, в этом смысле существует множество стратегий, и следует подобрать ту, что подойдет именно тебе — это очень индивидуально.

Конечно, очень влияет и моральное состояние. Важно отдохнуть, но не просто лежа на диване, а очиститься от переживаний, мыслей о предмете и задачах за день-два до олимпиады.

А еще, я считаю, что очень помогает создание своих собственных задач. Когда ты достигаешь определенного уровня, ты уже становишься способен на то, чтобы создавать свои собственные задачи, придумывать идеи. Это помогает мыслить шире. Когда ты понимаешь то, как устроена задача, видишь ее структуру, начинаешь мыслить, как автор, у тебя определенно вырабатываются некие навыки, что дает тебе преимущество перед остальными.

— Константин, кто или что в 57-й оказало наибольшее влияние на Ваше мышление, на Ваше образование? Кто или что помогло раскрыться Вашему потенциалу?

— Большое влияние на то, каким я стал, определенно оказали мои одноклассники, которые стали моими друзьями, ребята, с кем я общался во многом меня поменяли. Оглядываясь назад, на то, кем я был в 7-м классе, и то, кто я сейчас – это совершенно два разных человека. То комьюнити, которое сложилось у нас в 57-й не может не влиять на человека положительно, оно помогает расти, развиваться, стимулирует становиться сильнее каждый день.

Из учителей я, конечно, хотел бы отметить и поблагодарить Филиппа Дмитриевича Руховича. Замечательный преподаватель, благодаря которому я смог познакомиться с миром спортивного программирования. Он не просто учил решать задачи, давал алгоритмы или теоремы, он учил «заглядывать под капот», глубоко разбираться в науке, доказывать. Он учил не просто использовать знания, а понимать почему в данном случае нужно использовать именно их, учил модифицировать алгоритмы. Я очень благодарен Филиппу Дмитриевичу.

В 8-м и 9-м классах у нас вел алгебру Сергей Валентинович Буфеев. Это, конечно, был совершенно уникальный опыт. Мне очень понравилось то, как давал предмет этот педагог. Сергей Валентинович дал мне совершенно другой взгляд на алгебру. Он изменил мое восприятие этого предмета. Сергей Валентинович учил нас тому, чему не учат в других школах. У него был собственный индивидуальный подход и свои методы, не похожие на другие. Он некоторые общепринятые методы отвергал, умел видеть в них минусы, он учил мыслить шире, мыслить не стандартно и не шаблонно. И то, как он это делал, мне очень нравилось. За что ему огромное спасибо.

Очень хотелось бы отметить и нашего классного руководителя Петра Игоревича Захарова. Безусловно, он оказал большое влияние на нас как классный руководитель, ведь именно от классного зависят очень многие процессы, происходящие внутри коллектива, зависит то, как учащиеся взаимодействуют между собой. На классном руководителе лежит огромная ответственность по модерации межличностных коммуникаций, досуга своих подопечных. Но я хочу отметить, что мне очень нравились и уроки Петра Игоревича. У него свой совершенно особенный стиль и свой «почерк». Мне нравится, как он структурированно излагает мысли и темы. Я полюбил этот стиль общения и очень благодарен Петру Игоревичу.

— Какие приятные добрые слова в адрес преподавателей! Спасибо! Константин, расскажите, где Вы будете учиться дальше.

— Для ребят из моего класса, победителей и призеров олимпиад, хорошо сдавших ЕГЭ, как правило выбор стоит между Высшей школой экономики и Физтехом. Я для себя решил, что если поступлю не в Физтех, то потом буду об этом жалеть. Жалеть об упущенных возможностях. Да, я понимаю, что меня ждет очень сложная учеба. Да, я понимаю, что это не центр Москвы, а Долгопрудный. Но это такая возможность поступить в лучший, по моему мнению, вуз страны, которую я просто не могу упустить. Поэтому для меня выбор не особо сложный.

— Кем бы Вы хотели быть или чем бы Вы хотели заниматься в Вашей взрослой профессиональной жизни?

— Хороший вопрос. Наверное, поступая в 8-й класс на профиль информатики, я уже для себя нарисовал некую дорогу, отражающую мои интересы в ближайшие несколько лет. Но куда именно я сверну с этой дороги, я не знаю. Я не уверен, что захочу связать всю жизнь с областью программирования. Есть много интересных ответвлений, которые можно успеть изучить. Куда они меня приведут — увидим. Могу сказать точно, что на одном программировании я не остановлюсь.

— Спасибо Вам большое за уделенное время и интересную беседу! Еще раз поздравляем с выдающимся завершением среднего образования! Желаем Вам невероятных успехов в будущем!

— Спасибо!