«География — это наука, открывающая бесконечное множество дверей» – интервью с научным руководителем новой линейки Геолого-географических классов Пятьдесят седьмой Дмитрием Владимировичем Мишуринским. 25.09.2024

С 2025 года в Пятьдесят седьмой школе открывается новое направление спецклассов – Геолого-географическое. Проект является плодом совместного труда кафедры географии 57-й школы, АО «РОСГЕОЛОГИЯ» и Геологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

О том, для кого подходит новый спецкласс, каких детей мы ждем, зачем географу иностранный язык и физическая подготовка и почему география – это наука, открывающая бесконечное множество дверей, мы поговорили с научным руководителем новой линейки Геолого-географических классов Пятьдесят седьмой – Мишуринским Дмитрием Владимировичем.

О СПИКЕРЕ:

Мишуринский Дмитрий Владимирович, окончил МГУ им М.В. Ломоносова (диплом с отличием)

Аспирантура — педагог-исследователь, 2020

Учитель первой квалификационной категории.

Эксперт ЕГЭ и ОГЭ.

Награжден Грамотой Департамента образования и науки города Москвы за личные заслуги, способствующие реализации перспективных направлений в обучении и воспитании подрастающих поколений г. Москвы за 2023 год.

Пройдены курсы повышения квалификации ЦПМ; участник проекта «Университетская среда для учителей» от МГУ им М.В. Ломоносова; участник летних школ для учителей географии от МГУ им. М.В. Ломоносова.

— Дмитрий Владимирович, расскажите, пожалуйста, как родилась идея создания нового направления спецклассов 57-й школы.

— За время моей работы в 57-й стала заметна тенденция: практически в каждом классе находятся несколько человек, интересующихся географией. Сами ребята говорят, что им интересна география, поскольку является наукой всесторонней, многогранной и безусловно развивающей. Некоторые дети из спецклассов ездят на практики с географическим факультетом МГУ и еще больше влюбляются в науку. Поскольку таких ребят с каждым годом становится все больше, а наши математики и экономисты становятся призерами и победителями ВсОШ по географии, было принято решение о создании отдельного нового направления спецклассов 57-й.

— В чем актуальность и уникальность нового направления?

— С одной стороны, специализированных классов с географической направленностью в Москве крайне мало, мы понимаем, что это очень нераспространенная, в каком-то смысле уникальная история. С другой стороны, 57-я школа – исторически известная своей сильнейшей математической, естественно-научной и экономической образовательной академической базой, что позволит обеспечить необходимую новому направлению основу.

Географы и геологи, по большей части работают с пространством: на работе, учебе, в экспедициях. Для того, чтобы расширить направление, в основе курса будет три предмета: география, физика и химия. Это три кита, с которыми географ и геолог взаимодействует постоянно и без знания которых делать в географической или геологической профессии нечего. Про математику и не говорю – это фундамент.

Первым этапом большой работы по введению в школе нового направления спецклассов станет Вечерняя Геолого-географическая школа.

ВЕЧЕРНЯЯ ГЕОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА

– Для того чтобы подготовить абитуриентов, познакомить их с необычным, для кого-то новым миром (если с географией после пятого-шестого класса знакомы уже все, то с геологией сталкивался далеко не каждый школьник), с октября по март в 57-й школе будет работать Вечерняя Геолого-географическая школа (далее ВГеоШ или Вечерняя школа). Как руководитель нового направления, я буду читать разнообразную географию, геологию, с упором на различные физико-химические процессы, связанные, в том числе с геологией. Часть лекций в Вечерней школе будут читать ведущие специалисты Росгеологии, преподаватели геологического и географического факультетов МГУ.

— А верно ли считать вечернюю школу подготовительным процессом к поступлению в геолого-географический спецкласс?

– Посещение ВГеоШ не является гарантией поступления в Геолого-географический спецкласс 57-й. Но считать Вечернюю школу подготовительным процессом, конечно, можно. Вечерняя школа, безусловно, станет отличным базисом для того, чтобы присмотреться к учебным дисциплинам, понять, насколько они интересны ученику. Вечерняя Геолого-географическая школа позволит погрузиться в мир геологии и географии, буквально прикоснуться к этому миру, понять и почувствовать его.

В вечерней геолого-географической школе мы будем не только получать расширенные знания по нашим наукам, но и затрагивать все самые интересные и необычные аспекты наших предметов в формате живых дискуссий с лекторами.

— Какие базовые навыки должны быть у ребят, которые хотели бы обучаться в Вечерней школе?

– Первое – это желание, и желание именно ребенка, а не родителей.

Если ребенок познакомился с географией и понимает, что ему нравится какой-то аспект этой науки, например, история – ведь данные науки на самом деле очень близки: география — это история в пространстве, а история — это география во времени, то обучаясь в вечерней школе, ребенок сможет погрузиться в интересующее его направления, и понять, хочет ли он связать свое дальнейшее образование с географией и геологией.

Второе – увлеченность. Опять же, если ребенок заинтересовался направлением, важно найти ту часть предмета, которой будешь «гореть».

Ну и, конечно же, хотелось бы, чтобы у ребенка была своего рода «насмотренность» и любовь к естественно-научным дисциплинам.

География и геология могут показаться очень узкими дисциплинами, но при погружении становится очевидно, что это не так. География и геология – науки с бесчисленным количеством «потайных дверей» — областей знаний, куда они могут привести. В нашей вечерней школе, мы будем приоткрывать эти двери, а в спецклассе, не просто откроем их, а пойдем смотреть, что же за ними скрывается.

– Дмитрий Владимирович, дайте, пожалуйста, совет ребятам, которые планируют поступить в вечернюю школу?

– Если ребенок узнал о вечерней школе и заинтересовался, скорее всего, это неспроста, значит что-то зацепило. А если «цепляет», нужно попробовать! Возможно, проучившись некоторое время, ученик поймет, что это не его направление, а возможно ребенок поймет, что хочет заниматься только им.

ГЕОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПЕЦКЛАСС

– Дмитрий Владимирович, в чём особенность Геолого-географического спецкласса 57-й?

– Мы хотели бы связать профильные предметы, о которых говорили выше в единую образовательную систему – ГЕОсферу. Наша цель сделать так, чтобы у ученика не возникало вопросов, «зачем я это изучаю?», «а точно ли мне это пригодится в жизни, в профессии?». География в программе будет взаимодействовать с физикой, физика с химией, а все смежные/профильные науки – друг с другом. Основная наша задача – сделать так, чтобы образовательная программа стала единым организмом, изучая который, ученик будет, во-первых, легко ориентироваться между слоями изучаемых наук, связывая дисциплины между собой, видя взаимосвязи и взаимозависимости, а, во-вторых, будет чётко понимать, для чего ему нужны те или иные знания, как они коррелируются между собой, где и как их применять.

После окончания геолого-географического спецкласса мы получим знакомого выпускника 57-й школы с новой специализацией: высокообразованного разносторонне развитого будущего специалиста в широкой области географии и геологии.

— Дмитрий Владимирович, Вы упомянули всестороннее развитие. Расскажите об этом подробнее.

– Замыкаться на одном предмете непродуктивно и неэффективно, да и учить его 24 часа в сутки тоже невозможно. Это понимание приходит с возрастом, чем дальше мы двигаемся внутри образовательного процесса, тем более ясно это становится.

Кроме того, я убежден, что образование должно быть гармоничным и всесторонним, выбирая свой профиль, ученик растёт и развивается во всех областях знаний. Хорошо образованный географ и геолог должен прекрасно владеть русским языком, знать российскую и зарубежную литературу, понимать историю нашей страны, читать и говорить хотя бы на одном иностранном языке, поддерживать свою физическую форму для прохождения полевых практик.

— Партнерами спецкласса станут МГУ и Росгеология, расскажите немного подробнее в чём конкретно будет заключаться участие Московского Государственного университета и Росгеологии?

— МГУ не нуждается в представлении, это один из ведущих вузов страны и относительно нашего общего проекта МГУ даст сильнейшую теоретическую базу. Росгеология — это практическая направленность. Так мы получаем интересный пример взаимодействия и симбиоза между нашей школой, МГУ и Росгеологией, где каждый участник с одной стороны выполняет собственную функцию, а с другой – заинтересован в результате.

Школа объединит талантливых учеников, а МГУ и Росгеология помогут показать этим талантливым ученикам всю прелесть и разнообразие профильных дисциплин.

Эта коллаборация даст прекрасный профит с точки зрения теоретического и практического направлений, а также позволит обеспечить различные форматы обучения: лекции, спецкурсы и практики.

Это объединение ресурсов позволит обеспечить важную связку теоретического обучения и практической направленности. География и геология – это дисциплины, которые немыслимы без практики, практика немыслима без сильной теоретической базы. Консолидируя усилия партнёров, мы сможем обеспечить нашим ученикам и прекрасную теорию (преподаватели 57-й и МГУ и специалисты Росгеологии – держатели бесценной профильной экспертизы), и практическую составляющую.

— Расскажите, пожалуйста, о полевых практиках: что они из себя представляют, зачем нужны?

– Полевые практики – это выезд на местность, форматы выездов могут быть разными: однодневный выезд, экскурсия или прогулка. Такие «короткие» форматы могут, например, показать, как на нас с вами влияют геология и география, какие бывают геологические и географические процессы.

Бывают практики в формате экспедиции, когда группа работает на выезде длительное время. Люди нашей профессии уходят в океан на научно-исследовательских судах на несколько месяцев. Даже студенты старших курсов профильных вузов могут отправиться на просторы Северного Ледовитого океана или в Антарктиду.

Вообще практика – это самое классное, что есть в жизни геологов и географов. Практика — это, по сути, продолжение обучения. Девять месяцев теоретического образования в университете или в школе мы слушаем лекции, пишем конспекты, изучаем разные дисциплины, и зачастую может казаться, что все они не взаимосвязаны друг с другом. А приезжая на практику, на местность, идя в маршрут, мы начинаем понимать и чувствовать эти взаимосвязи, которые изучили за школьной или университетской партой.

— А есть ли место для досуга в этих практиках? И как он выглядит?

– Конечно, время для досуга есть. Это только солнце летом в Заполярье никогда не заходит за горизонт)). Это, кстати, совершенно волшебно, я обожаю Заполярье за эту особенность. А любой маршрут все же заканчивается. И наступает прекрасное время досуга. И ничто человеческое нам, географам и геологам не чуждо: мы можем играть в игры, развлекаться, общаться, читать книжки, петь песни под гитару, сидя у костра. Очень часто в научных экспедициях вечерами обсуждаются пройденные за день маршруты и пережитые эмоции, строятся планы на следующий день и корректируются новые маршруты, горячо обсуждаются научные проблемы. Во время вечернего досуга пишутся научные статьи, иногда совместные.

– Дмитрий Владимирович, за что вы любите географию и геологию?

– Я люблю их за научную романтику без поправки на возраст, люблю за возможность постоянного масштабирования знаний и личности, за возможность наблюдения за переменами.

Я всегда счастлив наблюдать перемены к лучшему. Например, в этом году я летал на Камчатку, я не был там 10 лет, и полуостров изменился в лучшую сторону. Там современная урбанистика, какие-то новые локации, экологические тропы.

А еще я люблю свои науки за разнообразие используемого инструментария – если кто-то считает, что географ работает только с глобусом и картой, а геолог не видит ничего дальше компаса и молотка, то это огромное заблуждение.

Интереснейшие знания, используемые в нашей работе, мы получаем, например, методом интервью. В регионах люди открытые и общительные. Так, за одну поездку, скажем, в такси, можно собрать интереснейший материал, узнать о регионе и его населении: почему люди здесь живут и работают, чем их зацепил вот этот регион, что их привлекло. Вот, например, планетарная зона севера, сложные климатические условия, зима с октября по май, но люди живут и работают, их что-то здесь привлекает. Вот такие социальные исследования раскрывают увлекательнейшие факты о местностях, территориях и народах, их населяющих.

— Зачитаю, с Вашего позволения, часть цитаты Вашего ученика, призера ВсОШ по географии Вардана Погосяна. «Я начал ходить на дополнительный кружок к нашему учителю Дмитрию Владимировичу, и поразился. То, как он преподавал географию и на уроке, и на кружке. Это прямо невероятно интересно и увлекательно…

Самое интересное и приятное в географии заключается для меня в том, что этот предмет развивает эрудицию. Изучая географию относительно недавно, я чувствую, насколько сильно она развивает. Я могу разговаривать на самые различные темы – политические, экономические, социальные. И в этом огромная заслуга географии и моего преподавателя».

Дмитрий Владимирович, за что Вы любите свою работу, почему любите преподавать?

– Я, действительно, люблю преподавать, кстати, это еще оно направление профессиональной реализации для будущего географа и геолога. Я преподаю в достаточно экспрессивной манере. И вот эта экспрессивная манера преподавания связана с тем, что я, во-первых, сам совершенно искренне увлечен своим предметом, а с другой стороны, очень хочу заинтересовать ребят, обратить внимание не только на смартфоны, телефоны и какие-то игры, я хочу обратить их внимание на окружающий мир. На то, как мир меняется, на то, что ОНИ и меняют его.

ПЕРСПЕКТИВЫ

— Давайте поговорим о дальнейших образовательных перспективах, которые откроются перед выпускниками Вашего спецкласса.

– Если говорить о географии, перед нами открывается огромный выбор учебных заведений: от классического географического факультета Московского государственного университета или любого геофака России (у нас отличная Иркутская школа, прекрасная Новосибирская школа, достойная Питерская школа), до Высшей школы экономики, где открыты интереснейшие программы, связанные с географией, находящиеся на стыке наук.

Вообще, сегодня (даже с точки зрения современной философии), науки не развиваются в вакууме. Весь научный «движ» происходит как раз на стыке наук.

Дальше. География не ограничивается просто географией. Это и физическая география, которая ближе к геологии (рельефы, ледники, распространение животных, растений, болезней, почвоведение и многое другое). Это землеустройство, кадастр, здесь необходимы знания картографии. Ландшафтное планирование и ландшафтный дизайн.

А также у нас есть более математизированная часть географии. Это гидрометеорология. Это сбор данных о погоде, реках, озерах, морях и океанах. И здесь, конечно, огромное количество математики. Гидрометеорологические кафедры есть в Московском университете, в Санкт-Петербургском университете. В Питере есть и Российский гидрометеорологический университет.

Есть география и ее гуманитарная и социально-экономическая часть – human geography. Эта география изучает социальные процессы: гуманитарная социология, демография, геомаркетинг, страноведение, здесь как раз применяется упомянутый уже метод интервью, статистические методы, методы исторической географии.

Очень интересное направление – геологоразведка. Изучение строения земли, поиск полезных ископаемых. Это направление изучают в Российском государственном геологоразведочном университете и, например, в МГУ, где есть кафедра полезных ископаемых.

Университет нефти и газа имени Губкина в Москве – «Керосинка», готовит специалистов нефтегазовой отрасли. Так как выпускники будут работать с одним из самых важных природных ресурсов России, который поставляется на экспорт, то, наверное, хорошо бы специалисту знать, где он добывается, каким способом транспортируется, и где главные рынки сбыта этой продукции. И на эти вопросы, конечно, дает ответ география.

Отдельное направление – историческая геология и палеонтология. Эти науки изучают закономерности исторического развития Земли.

Другое интересное направление – экологическая геология, так же как экологическая география, экономика природопользования. Специалистов этого профиля готовят, например, в Московском Институте стали и сплавов, в МИСИС.

Словом, путей и дорог у наших будущих выпускников – бессчётное количество.

— Дмитрий Владимирович, можно попросить Вас о пожелании или напутствии Вашим будущим учащимся – слушателям Вечерней Геолого-географической школы и ученикам будущего Геолого-географического класса Пятьдесят седьмой.

– Я хотел бы пожелать ребятам не бояться исследовать мир. Этот мир так прекрасен и невероятно интересен в своем многообразии. Это очень интересно: наблюдать за тем, как меняется наш мир, как мы сами меняем его.

Я хотел бы пожелать ребятам не бояться идти вперед, пробовать, делать, изучать, расти.

И, конечно, я желаю обязательно найти ту науку, сферу и область знаний, от которой загораются глаза и зажигается сердце!

— Большое спасибо!

— Спасибо!