Физики Пятьдесят седьмой из 10 «Ф» посетили Лабораторию популяризации и пропаганды математики Математического института им. В.А. Стеклова Российской академии наук. 19.11.2024

Наши юные физики погрузились в мир, где математические формулы можно потрогать руками и увидеть своими глазами, почему верна теорема Пифагора, а также буквально своими руками убедиться в справедливости теоремы Бойаи-Гервина. Можно было «увидеть» во сколько раз параллелепипед тяжелее пирамиды с таким же основанием, затем превратить круг в прямоугольник, чтобы «увидеть» площадь круга.

Используя наиплотнейшую упаковку шаров, ребята уложили 41 единичный кружочек в прямоугольник 5x8, и, тем самым, убедились в оптимальности гексагональной укладки. Узнали и увидели что общего у однополостного гиперболоида и башни Шухова. Узнали о принципе Кавальери: «если по слоям одинаково, то и целиком тоже», и, таким образом, вычислили объём шара.

Обо всех этих удивительных головоломках, моделях, теориях с нашими ребятами поговорил сотрудник института, заведующий Лабораторией пропаганды и популяризации математики, кандидат физико-математических наук Николай Николаевич Андреев. В завершении экскурсии он рассказал ребятам об открытиях в математике, совершённых российскими учёными — сотрудниками МИ РАН.

А затем наши школьники попали в настоящую сокровищницу: комнату, в которой можно было увидеть и модели, которые им уже показали, и которые не вместились во временные рамки лекции. Здесь, например, они познакомились с механизмами П.Л. Чебышева, в частности с табуретом Чебышева — это не то, на чём сидят, а один из первых шарнирных механизмов для движения вдоль прямой. Ребята узнали о существовании замечательного математического ресурса и познакомились с его авторами. Огромная благодарность за организацию экскурсии и сопровождение ребят:

сотруднику лаборатории популяризации и пропаганды математики Математического института им. В.А. Стеклова РАН и другу Пятьдесят седьмой школы Михаилу Юрьевичу Панову;

учителю математики Пятьдесят седьмой Ирине Николаевне Масляковой.